Четверг, 16.05.2024, 08:24
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Мой сайт
Главная » 2011 » Февраль » 16 » Узловые вопросы темы:
11:05
Узловые вопросы темы:
При помощи тестов стремятся выявить наличие или отлучка определенных способностей, навыков, умений, точно охарактеризовать некоторые качества личности, выяснить ступень пригодности для работы в области той или другой профессии т.д... Достоинства тестов состоят в том, что вероятно получение сравнимых данных по большим массивам испытуемых.



  • Понятие о методах исследования.

  • Основные методы психологии. Классификация методов психологического исследования.


  • В психологии используются специальные методы, с через которых выявляются существенно важные факты, закономерности и механизмы психики.

    В основе — диалектика — материалистический метод, отражающий объективную истину, объективные законы их постоянного изменения и развития.

    В отечественной психологии выделяются четыре группы методов (по Б.Г. Ананьеву).

    1 общество — организационные методы. Они включают сравнительный лонгитюд-ный и комплексный методы.

    2 группа — эмпирические методы, включающие: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, общество), анализ продуктов деятельности, биографические методы.

    3 группа — методы обработки данных, включающие: количественный (статисти-ческий) и качественный (разделение материала по группам, анализ) методы.

    4 разряд — интерпретационные методы, включающие генетический и структурный методы.

    Наблюдение — сплошное (все проявления психической деятельности в определенное время и выборочные, относящиеся к предметам отдельного исследования).

    Наблюдение. Обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ходьба деятельности. Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются. ради научного наблюдения характерна не простая фиксация факта, а переход от его описания к объяснению. Для такого наблюдения необходим четкий расписание. Одна из разновидностей наблюдения — самонаблюдение.

    Метод самонаблюдения. Метод, дискредитированный психологией XVIII-XIX вв..., в последнее время вновь приобретает известное вес. Этот метод может быть полезным около изучении психических состояний: настроения, бодрости, раздражительности, работоспособности, профессиональной продуктивности.

    Но главным методом психологического исследования является эксперимент. Его достоинства:

    • исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а лично создает условия, чтобы вызвать их у испытуемых;

    • исследователь может целенаправленно изменить условия и течение психического процесса.

    В экспериментальном исследовании обязателен учет условий протекания эксперимента (какие раздражители были даны, каковы ответные реакции).

    испытание может быть проведен с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие закономерности развития психических процессов.

    опыт делится на:

  • Констатирующий , в котором выявляются определенные психические особенности и уровень развития соответствующего качества;

  • Обучающий (формирующий), какой предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств. Он может обладать обучающий и воспитывающий характер.

  • Ограниченность констатирующего эксперимента (невозможность проследить процесс приобретения знаний, образование качеств) преодолевается применением метода срезов. Срез  — это кратковременная констатация состояний изучаемого объекта на различных этапах развития.

    между психологических методов различают поперечный и продольный срезы.

    Поперечные срезы сводятся к сопоставлению разных групп испытуемых, но не позволяют учесть индивидуальные особенности и проследить, устойчивы или изменчивы с возрастом отдельные свойства сплетня и как они связаны между собой.

    Продольные срезы позволяют проследить перемена отдельных психических качеств у одних и тех же людей на протяжении длительного времени, что в итоге помогает выучить личность в ее целостности.

    Основная задача психологического эксперимента заключается в часть, чтобы сделать допустимым и ради объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса.

    При рассмотрении эксперимента как научной деятельности дозволительно обозначить систему необходимых исследовательских этапов и задач:

    I. Теоретический этап исследования (положение проблемы). На этом этапе решаются следующие задачи:

  • формулировка проблемы и темы исследования;

  • определение объекта и предмета исследования;

  • приговор экспериментальных задач и гипотез исследования.

  • Границы предмета исследования устанавливаются одновременно:

    а) цель и задачи исследования;

    б) объект исследования;

    в) материальные и временные возможности экспериментирования;

    г) результаты научной разработки вопроса, которые зафиксированы в частной объяснительной теории. приказ к объяснительной теории направлено на выяснение известных фактов, влияющих на объект исследования, который позволит определить и задачи, и гипотезу.

    II . Методический этап исследования. На этом этапе разрабатывается методика эксперимента и экспериментального плана предполагает два момента:

  • составление программы экспериментирования якобы рабочего плана последовательности процедур опыта;

  • математическое планирование обработки экспериментальных данных, т.е. математическая модель обработки результатов эксперимента.

  • III . Экспериментальный этап. для этом этапе осуществляется непосредственное проведение опытов, связанных с созданием экспериментальной ситуации, наблюдением, управлением хода эксперимента и измерением реакции испытуемых.

    Инструкция имеет своей целью привести всех испытуемых к единому пониманию задачи, выполняя занятие психологической установки.

    IV . Аналитический этап. На этом этапе осуществляется количественный разложение результатов (математическая обработка), научная интерпретация полученных фактов.

    Метод беседы. Он применяется на разных стадиях исследования. около сочетании с другими методами может дать хорошие результаты. Является вспомогательным средством для дополнительного освещения изучаемой проблемы.

    Метод интервью. Этот метод в психологии отличается через анкетного метода, применяемого в социологии. Как и метод беседы, интервью относится к методам опроса.

    Метод экспертных оценок. Его широко применяют в психологии обида. В качестве экспертов могут выступать компетентные лица.

    Метод тестов. Тесты, т.е. более или менее стандартизированные кратковременные испытания свойств сплетня. При помощи тестов стремятся выявить наличие или отлучка определенных способностей, навыков, умений, точно охарактеризовать некоторые качества личности, выяснить ступень пригодности для работы в области той или другой профессии т.д... Достоинства тестов состоят в том, что вероятно получение сравнимых данных по большим массивам испытуемых. Трудность использования тестов состоит в том, который не всегда оказывается возможным выявить, как и изза счет чего был достигнут полученный в процессе тестирования результат.

    Математико-статистический анализ количественных данных. Психические процессы, состояния и свойства представляют собой качественные особенности сознания и поведения. беспричинно, процесс восприятия качественно отличается от мыслительного процесса, добро бодрости — от состояния утомления, правдивость — через честолюбия. Но каждый действие, состояние или качество имеет даже и количественные признаки. Каждый психический процесс имеет определенную длительность, каждое положение — определенную интенсивность, каждое свойство — определенную стадия выраженности.

    Легче получить количественные данные о протекании психических процессов. Например, мы можем измерить длительность восприятия, труднее определить высота способности школьника или студента к учебному предмету, нужно сопоставить успешность овладения этим предметом с затраченным трудовым усилием. Измеряемые признаки внешних действий испытуемых, их высказываний, скрытых физиологических реакций, называют показателями исследования. эпизодически показатели характеризуют психический процесс или психическое положение только с одной стороны и чтобы раскрыть закономерности процесса, надо сопоставлять различные показатели.

    Именно поэтому в психологических исследованиях большое вес имеет статистический анализ количественных показателей.

    Психологический эксперимент — лабораторный проводится в умышленно организованных условиях, часть с применением различных регистрирующих приборов (исследование восприятия, запоминания; возьмем) и естественный (в условиях обычной обстановки).

    В зависимости от степени вмешательства экспериментатора в протекание психических явлений испытание делится на: констатирующий и обучающий (формирующий).

    Разновидностью метода наблюдения является самонаблюдение. сей метод может быть полезным при изучении психических состояний: настроения, бодрости, раздражительности, работоспособности, профессиональной продуктивности. Могли желание вы привести примеры использования данного метода при изучении курса «Психологии и педагогики» ? Правильно вы говорите. Это знание каждым нашим студентом эмоциональных дневников.


    Методы психологии по А.В. Петровскому


    • Субъективный метод заключался в описании явлений сознания в процессе самонаблюдения.

    2. справедливый метод. Задача психологов заключалась в том, воеже создавать объективные методы изучения как психических процессов, беспричинно и внешней активности человека, его поведения и деятельности. В исследовательской практике объективные наблюдения различаются по целому ряду признаков.

    • Структурно-аналитический метод.

    • Измерения в психологии.

    • метод опроса.

    • Проективные методы.

    • Метод отраженной субъектности — новейшая разработка (В.А. Петровский, 1985), представляющая собой анализ обида индивида через его идеальную представленность в жизнедеятельности других людей (в их мотивациях, самоконтроле, поступках и т.п.).

    Метод — это путь научного исследования alias способ познания какой-либо реальности. сообразно своему составу научный метод представляет собой совокупность приемов либо операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого либо объекта. Так, метод интроспекции включает одну собрание операций, а метод эксперимента — совершенно иную.

    Метод в его единстве с предметом психологии составляет научный подход к изучаемой реальности. Психология сознания с ее интроспективным методом представляет собой субъективистский подход к изучению психического. Бихевиоризм — это образец объективистского научного подхода к исследуемой реальности: он реализует методологический принцип детерминизма — включенности поведения в причинно-следственные зависимости от окружающего мира.

    В рамках научного подхода советской психологии важное поселок отводилось принципам детерминизма, единства сознания и деятельности, генетическому принципу.

    Тот или иной ученый подход и методологические принципы реализуются в конкретно-исследовательск>их методах. Исследовательский метод есть форма организации определенного способа познания. Метод психологии конкретизируется в исследовательских методиках. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит в себе изображение объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных.



    Представим взаимосвязь методологии, методов и методик исследования в виде треугольника




    Выводы

    и пред-

    ложения


    Обработка

    материалов


    Методики исследования

    Конкретное воплощение

    способ в соответствии

    с целью исследования


    Методы исследования

    Способы получения фактов

    о проявлении психики, отвечающие

    методологическим принципам


    Методологические принципы


    Психологические исследования

    Требования к построению исследований


    Методология науки

    Диалектико-материалистиче>ское понимание

    предмета психологии


    Рис. Взаимосвязь методологии, методов и методик исследования.

    Применяется вычисление уровня статистической достоверности различий между двумя средними и вычисление коэффициента корреляции, т.е. меры статистической взаимосвязи посреди двумя показателями. Исследователь должен получить целую совокупность показателей, т.е. произвести определенное численность измерений.

    Если произведено N измерений, то полученные показатели можно обозначить ровно Х 1 , Х 2 , Х 3 ...Х n . Чтобы характеризовать полученную круг значений, вычисляется среднее арифметическое, для чего складываются все варианты (единичные показатели) через Х 1 до Х n и полученную сумму делят на состав вариантов N. Если обозначить среднюю арифметическую буквой М, то можно долг


    М =


    Сигма — есть знак суммирования.

    надо знать, в какой степени единичные показатели отклоняются через средней арифмитеческой М. Для этого от каждой из вариантов Х вычитают сила средней арифметической М. Получают ряд величин отклонений d = Х-М. Теперь надо найти среднее отклонение от средней арифметической М. сообразно сумме всех отклонений d равна 0, т.к. одни отклонения от М положительны, а другие отрицательны. Поэтому суммируют не отклонения, а их квадраты d 2 . Полученную сумму d 2 делят для число вариантов N, в результате чего получают величину Q 2 , которая называется дисперсией.  — эта величина (сигма) называется средним квадратическим отклонением. ныне зная величины М и Q мы имеем статистическую характеристику совокупности вариантов Х 1 , Х 2 , Х 3 ,..., Х n . Значение М и Q достаточно и ради сравнения между собой двух средних арифметических.



    Американским психологом Дж.Морено был предложен способ выявления межличностных предпочтений в группах и техника фиксирования эмоциональных предпочтений, которая была им названа социометрией.

    Социометрия  — социально-психологический метод, позволяющий более тож менее точно формализовать структуру межличностных отношений в группе по числу взаимных выборов ее членов сообразно к различным видам их совместной деятельности. С помощью социометрии можно выяснить количественную меру предпочтения, безразличия тож неприятия, которые обнаруживают члены группы в процессе межличностного взаимодействия.

    Социометрия широко используется для выявления симпатий и антипатий между членами группы, которые сами могут не осознавать этих отклонений и не платить себе отчета в их наличии или отсутствии. Социометрический метод оперативен, его результаты могут быть математически обработаны и графически выражены (социометрическая карта дифференциации: круги — девочки, треугольник — мальчики ).

    В основу социометрического способ положен любовный вопрос: с кем желание ты хотел...? Он может быть отнесен к любой сфере человеческих взаимоотношений. положим, изучаются два направления — в области совместного труда и в области развлечений. Степень желательности выбора уточняется (весьма добровольно, охотно, безразлично, не вконец охотно, весьма нехотя) и ограничение числа прелагаемых для выбора лиц. Анализ выборов присутствие занесении на матрицу выбора показывает сложное переплетение взаимных симпатий и антипатий.

    Социометрический метод является весьма оперативным и с его через может быть достаточно будто выявлена картина эмоционального тяготения внутри. Любую группу можно интерпретировать точно коммуникативную сеть, возникающую в процессе взаимодействия ее членов. Социограммы не могут рассказать нам о причинах этих изменений; также неизвестным остается и то, какими методами руководствовались члены группы, отвергая одних и выбирая других, что скрывается ради симпатией и антипатией различных членов группы.

    Изучение продуктов деятельности . Этим методом широко пользуются в исторической психологии для изучения психологии человека в давно прошедшие исторические времена, если нельзя провести наблюдение alias эксперимент, чтобы понять закономерности психического развития человека, опираясь для закономерности общественно-исторического развития. Этот метод широко используется в детской психологии, когда изучаются продукты детского творчества чтобы психического изучения ребенка.

    Биографический метод . Этот метод — разновидность порядок изучения продуктов деятельности. Материалом здесь служат письма, дневники, биографии, продукты детского творчества, почерки и т.д.

    Методы коррекции . В настоящее время психоррекционные методы — это обширный коллекция приемов, программ и методов воздейст- вия на поведение людей. Основные направления психокоррекционной работы:

    Аутотренинг связан с именем немецкого психотерапевта И.Г. Шульца. Благодаря его работам аутогенная тренировка получила распространение наподобие метод лечения и профилактики различного рода неврозов и функциональных нарушений в организме.

    Аутогенная тренировка — действенное средство психогигиены и психопрофилактики, а также управления состоянием человека в экстремальных условиях деятельности.

    Советский психотерапевт Л. Л. Примак писал, что в аутогенных тренировках используются три основных воздействия для состояние нервной системы.

    Первый и наиболее достопримечательный путь связан с особенностями влияния тонуса скелетных мышц и дыхания на ЦНС. Бодрствующее имущество всегда связано с поддержанием высокого мышечного тонуса. Для этого нуждаться умение расслаблять мышцы тела. Частое дыхание обеспечивает высокую активность организма. Второй оборот связан с использованием активной роли представлений, чувственных образов (зрительных, слуховых, тактильных). Не надо удерживать накануне мысленным взором мрачные, безрадостные картины, ибо это — центральную нервную систему подтачивает здоровье. В состояние мышечной расслабленности действенность чувственных образов повышается.

    Третий маршрут воздействия на психофизиологические функции организма связан с регулирующей ролью слова, произносимого не единственно вслух, но и мысленно. Это ответ внутренней речи (в форме самоприказов, самопереговариваний и т.п.) используется в спорте для повышения эффективности тренировок.

    Комплекс упражнений, составляющих суть аутогенных тренировок, и является тем средством, которое не один способствует росту резервных возможностей человека, но и постоянно совершенствует деятельный программируемых механизмов мозга.

    Групповой тренинг или социально-психологические формы обучения знаниям и умениям в сфере общения, а также формы их коррекции Л. А. Петровская считает, что безвыездно множество форм такого тренинга можно разделить для два больших класса:

    1) ориентированные на развитие социальных умений (например, способность вести дискуссию, разрешать межличностные конфликты);

    2) нацеленные для углубление опыта, анализа, ситуаций общения, т.е. повышение адекватности анализа себя, партнера по общению, групповой ситуации в целом.

    Занятия группового тренинга могут записываться для магнитофонную ленту или делается их видеозапись — видеотренинг.

    Социально-психологический тренинг используется для подготовки специалистов различного профиля, руководителей, учителей, врачей, психологов и т.д. Он применяется чтобы коррекции динамики супружеских конфликтов, улучшения отношений между родителями и детьми.

    От каждого измерительного инструмента требуется, для он был как можно более точным, воеже на полученные результаты можно было положиться якобы на данные, близкие к настоящей величине измеряемого признака. верность можно понимать ровно меру достоверности, с какой тест измеряет то, что он измеряет. Существует строй источников погрешностей, которые снижают точность тестов и надежность результатов. К ним относятся: неблагоприятные условия тестирования, недостаточное внимание к состоянию испытуемого в момент испытания, неверное обычай экспериментатора, а также субъективность в истолковании результатов теста. Надежность теста (т.е. согласованность) повышают посредством повторного испытания с последующим вычислением коэффициента корреляции между данными первого и второго тестирования. Это гордо, чтобы знать, ради каких целей и в каких пределах его можно использовать.

    Наряду с надежностью, к тесту предъявляются требования валидности тож адекватности. Валидность — это степень, в которой тест является инструментом, измеряющим то, для чего он предназначен.

    Категория: Новости | Просмотров: 1206 | Добавил: aquitthe | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz