Вторник, 16.04.2024, 22:55
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Мой сайт
Главная » 2011 » Февраль » 2 » Волшебные славянские пояса
11:12
Волшебные славянские пояса
Девушки, желавшие выйти замуж, искали в лесу две такие осины, которые можно было перевязать одним поясом, если находили, то считали, что желания их о замужестве сбудется.Пояс - оберег, честь и слава
 
Пояс - в народных верованиях символ дороги, пути через мифические и реальные преграды (так же, как нитка, пряжа, волокно, веревка, цепь). Пояс как часть одежды человека, принимающая форму круга, часто употребляется в качестве оберега. Пояс бытует с очень отдаленных времен, о чем есть убедительные археологические и письменные свидетельства. В 3 -м в. до н. э. Геродот записал в Причерноморье скифскую генеалогическую легенду: Геракл оставил сыновьям в наследство пояс и лук. Только один сын - Скиф сумел натянуть этот лук, и наследство досталось ему - родоначальнику скифских царей.
Образцы поясов встречены археологами в погребениях и зафиксированы памятниками изобразительного искусства. На всех скифских каменных статуях умершим, непременно показан пояс. На памятнике под Днепропетровском выгравированы у пояса лук и булава, а на памятнике скифского воина, найденного на Кубани - кинжал. Пояс выгравирован на полутора-метровой скульптуре в Крыму и на каменном изваянии времен неолита во Франции.
С древнейших времен человеческого общества пояс рассматривался как некий оберег, магический объект, способствующий благополучию и удаче. Народ верил в могущественную силу пояса. Об этом свидетельствуют рукописные книги простонародной медицины, где пояс рассматривался как оберег: 'А от всякой порчи и злых колдунов носит на голом теле пояс вязаный. И при этом талисмане не может действовать никакое колдовство'.
Чаще на поясах замечены узоры - ромбы с крючками. Изображения богини древа в вышивках очень часто также ромбовидны, ромбу придавалось магическое свойство. Как символ плодородия ромб был связан с магией входа в новое жилище, в хозяйственные постройки. Ромбы, круги, свастики имели значение амулетов, несущих огонь, тепло, жизнь.
От пояса веет древними языческими временами, когда каждое дело со-провождалось таинственными обрядами и заклинаниями сил природы. Обращаясь к этим силам, люди искали у них помощи и покровительства.
Веря в магическое значение пояса, иные невесты раздаривали во время свадьбы и в предсвадебные дни до ста поясов, и потому некоторые девушки с девяти лет начинали готовить приданное.
В быту русских крестьян пояс признавался оберегом, с чем связано и опоясывание новорожденного во время крещения. Родившийся человек по-лучал талисман, с которым проходила вся его жизнь. Старообрядцы, более длительно хранящие древние русские традиции, обычаю носить пояс, придавали ритуальное значение вплоть до недавнего времени. Пояс, надетый при крещении на голое тело, носился до кончины и даже в бане не снимал-ся. Об отношении к поясу как к магическому объекту свидетельствует и та-кой факт, приведенный в статье Г. С. Масловой. Она пишет, что по расска-зам старожилов из д. Заборе Вологодской губернии, священник у них не разрешал венчаться в подпоясанном сарафане. Однако исподку (под сарафаном) невесты все равно подпоясывали.
В Смоленской губернии существовал обряд входа в новый дом: хозяин входил первым, а за пояс втягивал в дом всех членов семьи.
Пояс употреблялся в заговорах от болезни. Больной лихорадкой шел в лес, находил осину, кланялся ей и говорил: 'Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне здоровье'. После чего перевязывал осину своим поясом. Сходные обрядовые действия с поясом прослеживаются по материалам приграничных с белорусами и украинцами русских селениях. Хотя со временем пояс приобрел более утилитарное значение, он продолжает играть большую роль в народных гаданиях, обрядах, во многих заговорах и как оберег. Люди верили, что можно повредить человеку, произведя над его поясом различные колдовские действия. Так, в Вологодской губернии де-вушки на поясе гадали о своем суженом: к поясу на ночь привязывали за-мок, запирали его, и ключ клали под голову со словами: суженый - ря-женый, отомкни меня. В Смоленской и Калужской губерниях под Новый год хозяйки связывали попарно бытовые и хозяйственные предметы по примете: в наступающем году все в доме будет удваивается, прибавляться. Девушки, желавшие выйти замуж, искали в лесу две такие осины, которые можно было перевязать одним поясом, если находили, то считали, что желания их о замужестве сбудется.
Вера в магическое значение пояса имела несомненное место и при дарении поясов во время сватовства и свадьбы. Если невеста передала жениху пояс, то уже не имела права изменить решение и отказать жениху. Как правило, невеста дарила жениху вытканный ею узкий шерстяной пояс в красных тонах, или во время сватовства на полу перед невестой клали красный пояс в виде круга, и если невеста была согласна на брак, она прыгала с лавки в середину круга.
На Руси пояс служил и родительским благословением и передавался по наследству из поколения в поколение. В музеях Тобольска, Омска, Челя-бинска и других городов были зафиксированы пояса и пояски, изготовлен-ные почти 200 лет назад и переданные в музеи современными наследниками.
Весьма интересные данные о значении пояса сообщает в своей книге по Самарканду известный этнограф А.О.Сухарёва: 'Опоясывание верхней одежды символизировало готовность к служению, к действию'. Готовность к профессиональному труду означало опоясывание ученика - ремесленника во время ритуала посвящения его в мастера. Со временем сфе-ра употребления пояса расширяется. Даже в середине 20- ого в. А.О. Сухарева наблюдала, как шаман, приступая к гаданию, опоясывался.
В быту и обрядах русских поясу издавна придавалось большое значение. Мужчине без пояса считалось находиться на народе, в обществе крайне неприличным. Распоясать человека означало обесчестить его. Снятием пояса был оскорблен на пиру внук Дмитрия Донского князь Василий Косой (середина 15 в.), что послужило предлогом к войне.
О большом значении, которое придавалось поясу, свидетельствуют меткие народные выражения, связанные со словом 'пояс'. Например, 'распоясаться' означает утратить приличие поведения. По русским поверьям, хо-дить без пояса было также 'грешно', как и без креста. В русском фольклоре 'без креста, без пояса' появляются отрицательные герои.
Летописи и другие официальные источники 16 в. сообщают разные версии семейной драмы царя Ивана Грозного, закончившейся убийством его сына. Но все они сходятся в том, что поводом, вызвавшим ярость самодержца, была распоясанность жены царевича, которая посмела попасться ему на глаза 'в одной простой рубашке', без пояса, простоволосой. Заметим: в таком обличае беременная невестка Грозного оказалась не где-нибудь на людях, но на женской половине терема.
Еще в середине 19 в. в некоторых регионах России сохранялся 'обряд' чтения узоров во время крещенских смотрин невесты. Знающая пожилая женщина показывала собравшимся изделия невесты и объяснила значение каждого узора. На поясах узор очень сложен, орнамент разных цветов как бы вкладывается один в другой.
Но орнамент постепенно превращается в украшение. И на смотринах невест, которые в 20 в. сохранялись в ряде мест, уже не проводилось смысловое чтение орнаментов на их изделиях. Столько фантазии и мастерства вкладывала исполнительница в создание поясов не случайно. Поясу в народных обрядах отведено одно из ведущих мест, особенно в свадебном.
По наблюдениям исследователя Н. И. Лебедевой в 1926 году, в селениях Коллежской области, где уже не носили поневу, обряд, связанный с надеванием ее, был перенесен на 'надевание красного пояса'. Такой обряд проводился перед отправлением невесты к венцу и без присутствия мужчин. Во время этого обряда невеста стояла одетая в венчальную тонкую льняную рубаху, подпоясанную шерстяным красным поясом с кистями. Обряд опоясывания сопровождался шутками, часто не скромного характера.
Белорусы повязывали поясом ребенка сразу после крещения, на Украине при проводах умершего из хаты родственники нередко завязывали поясом ворота, 'чтобы больше покойников не было', считалось, что подпоясанного человека 'бес боится', его не тронет ни домовой, ни леший. Вместе с тем, снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, нечистой силе и т. д. Поэтому пояс снимали при добывании 'цветка папоротника' в ночь на Ивана Купалу, при поисках клада, во время исполнения обрядов против эпидемий и падежа скота, этот же прием используют северорусские девушки для гаданий: перед сном кладут пояс под подушку, пригова-ривая: 'Пояс, мой пояс, покажи жениха и поезд'. Специально вытканный за один день из остатков льна пояс, по поверью крестьян из Минской губернии, позволяет подпоясавшемуся увидеть на Радуницу мертвых. С помощью пояса устанавливается связь между 'своим' и 'чужим' пространством старым и новым домом. Так, у белорусов при переходе в новый дом хозяин притягивает всех членов семьи внутрь избы за нитку или пояс, мо-лодая, входя в дом мужа после венчания, бросает свой пояс на печь.
При первом выгоне скота в поле у восточных славян было принято расстилать в воротах пояс, чаще красный; его также привязывали к рогам коровы, клали пастухам в сумки и т.д. При покупке скота его вводили в новый дом через пояс, во Владимирской губернии в этот момент приговаривали: 'Забывай старого хозяина, привыкай к новому!' На Русском Севере накануне первого выгона скота хозяйка плела из трех льняных ниток пояс, нашептывая: 'Как этот плетешок плетется, так милая скотинка плетись на свой двор из следа в след, из шага в шаг. Нигде не заблуждайся, ни в темных лесах, ни в зеленых лугах, ни в чистых полях...' Этот пояс она носила до самого выгона скота, когда снимала его с себя и закапывала у выхода со двора со словами: 'Коль крепко и плотно пояс вокруг меня дер-жался, так крепко коровка круг дрова держись'. Расстилая пояс перед хлевом или воротами двора, следили, чтобы корова его 'не уволокла ногами', поскольку это сулило несчастьем по дороге на пастбище. Магические свойства пояса, используются в свадебном обряде: поясом обвязывают не-весту или жениха и невесту, узел с приданым невесты, пирог для жениха после первой брачной ночи, рюмку или бутылку для жениха и т. д. Впрочем, мощь пояса могла быть использована в злых действиях на свадьбе. Так по поверьям поляков и белорусов, с помощью скрученного пояса ведь-ма могла 'оборотить' весь свадебный поезд в волков. В славянских верованиях пояс - это источник жизненной силы, поэтому он часто наделяется оплодотворяющими и оздоравливающими свойствами. У южных славян бездетные женщины в стремлении иметь потомство кладут под подушку пояс священника или носят при себе кусочек такого пояса, опоясы-ваются на Юрьев день; распространен обычай опоясывая церкви ниткой, пряжей и т. п. В Тамбовской губернии с целью расположить молодую к рождению детей к ней на колени сажали мальчика, она целовала его и дарила ' девичий пояс'.
Когда хоронили умершего, пояс обычно расстегивали, чтобы не мешать душе окончательно покинуть тело и отправиться в загробное путешествие. Если не сделать этого, мертвый, считалось, не обретал покоя и мог, чего доброго, повадиться вставать по ночам!
Виды поясов.
В старину пояс являлся своеобразным знаком отличия и необходимым элементом мужской одежды. Его носили вельможи и крестьяне, но от состояния, звания и положения человека зависела стоимость этого важного элемента в одежде мужчины.
С расширением торговых связей со странами Востока вместе с драго-ценными тканями, фарфором, изделиями из лака и кости в Европе стали появляться великолепные восточные пояса. Они были вытканы вручную из золотых и серебряных нитей. Полуметровая ширина пояса и длина до 4,5 метров позволяли сложить его вдвое, два раза обернуть вокруг талии по-верх кутнула или кафтана и завязать чуть ниже живота, спустив концы. Так носили пояса именитые шляхтичи в Польше, бояре в России.
Через Константинополь и Львов на Украину, в Белоруссию и Польшу из Малой Азии, Сирии и Персии привозили пояса, которые назывались по месту производства из Ангары, Бруса, Марцифуна, Алеппо, Испоганни - ангорскими, брусскими, марципановыми, алеппскими, испоганскими. Стоимость их колебалась от 12 до 1500 золотых рублей. Цена по тому вре-мени огромная, доступная лишь очень состоятельному человеку.
Славянские женщины носили тканые и вязаные пояса. Они почти не со-хранились в земле, поэтому археологи очень долго считали, что женские одежды не подпоясывались вообще. Однако, на талии у женщин нижняя сорочка подхватывалась тонким пояском, служившем в дохристианские времена 'оберегом', такие же, как кружево и вышивка.
А вот ременные пояса с самой древней поры были одним из важнейших символов мужского престижа - женщины не носили их никогда. Не забудем, что практически каждый свободный взрослый мужчина потенциально был воином, а именно пояс считался едва ли не главным знаком воинского достоинства. В Западной Европе полноправного рыцаря называли 'опоя-санным', пояс входил в рыцарские атрибуты наравне со шпорами. А на Руси бытовало выражение 'лишить (отрешить) пояса', что значило 'лишить воинского звания'. Любопытно, что позже его применяли не только к провинившимся воинам, но и к священникам, которых лишали сана.
Пояс еще называли 'опояской' или 'поясницей'. Мужской кожаный пояс обычно был в ширину 1,5 - 2 см., имел металлическую пряжку и наконечник, а иногда его сплошь покрывали узорными бляшками - по ним - то и удалось восстановить строение ремня. Мужчина-славянин не успел еще превратиться в забитого крестьянина позднейших времен, подпоясы-вавшегося мочальной веревкой. Это был гордый, полный достоинства че-ловек, защитник своей семьи, и весь его облик, в первую очередь пояс, должен был о том говорить.
Интересно, что поясные наборы 'мирных' мужчин менялись от племени к племени: например, вятичи предпочитали лировидные пряжки. А вот ремни профессиональных воинов членов дружин - были тогда почти одинаковы по всей Восточной Европе. Ученые видят в этом свидетельство широких связей между народами и определенной схожести воинских обычаев разных племен, есть даже термин - 'дружинная культура'.
Особой славой пользовались пояса из кожи дикого тура. Полоску кожи для такого пояса старались добыть прямо на охоте, когда зверь уже получил смертельную рану, но еще не испустил дух. Надо думать, эти пояса являлись порядочной редкостью, очень уж опасны были могучие и бесстрашные лесные быки.
Именно из турьей кожи делались воинские пояса, ведь охоту на тура приравнивали к поединку с вооруженным врагом, и, может быть, тур, посвященный Богу Грозы, был своеобразным воинским 'тотемом'. Впрочем, существовало поверье, что такие пояса хорошо помогали роженицам. Кстати, рожающая Богиня изображена на бляшках пояса, найденного вместе с древностями одного из финно-угорских народов - соседей славян. Ученые считают, что этот ремень имел ритуальное назначение.
Собрание поясов в Государственном Эрмитаже позволило выяснить, что пояс у скифов состоял из трех слоев кожаного ремня с нашитыми пластинками из металла (чаще бронзы). Имеются свидетельства, что и скифские женщины, выполнявшие мужские работы, носили пояс.
В славянских курганах 10-13 вв., принадлежавших сельскому населению - 'смердам', в погребениях находят узкие кожаные пояса с медной пряжкой.
И мужчины, и женщины привешивали к поясам множество подручных предметов: ножи в ножнах, кресала, ключи. В Скандинавии связка ключей у пояса была своего рода символом власти домовитой хозяйки, а славянским и финским женщинам непременно атрибутом казался игольник - маленький футляр для иголок. Не была редкостью и поясняя сумочка (мешочек) для разной мелочи, называлась она 'карман'. Историки пишут, что пришивать (или пристегивать) карманы прямо к одежде начали гораздо позже. А вот теперь поясные сумочки-карманы, удобные и незаметные под верхней одеждой, вернулись в наш обиход.
Пояс издревле являлся хранителем 'калиты', т.е. кошелька: на поясе и за поясом хранили оружие. Эта давняя традиция дошла до 20 в. в более расширенном варианте. Помимо кошелька и оружия, к поясу прикреплялись нож и мешочек с табаком, а за пояс ямщики затыкали кнутовище бича или кнута. У женщин к поясу прикреплялся карман, в котором хранились клю-чи от кладовок, сундуков и лакомства для детей, почему со временем такой карман был назван 'лакомка'.
Женщины носили с горничной одеждой длинный пояс (иногда до пяти метров), несколько раз обертывая его вокруг талии. В русских селениях Забайкалья пояс туго охватывал талию и концы его прятались за пояс и в повседневном, и в праздничном ансамбле одежды. В забайкальском варианте пояс был необходимой деталью одежды, он ее завершал, но не выставлялся напоказ, хотя и орнаментировался при изготовлении традиционными ромбами, крючками. В других регионах пояс и в мужской, и женской одежде был заметным украшением ансамбля костюма.
В русских селениях Притоболья пояс в праздничном ансамбле одежды именно выставлялся напоказ и потому концы пояса, свисавшие вниз, обильно украшались кисточками и помпонами - 'китицами', 'кутасами' из разноцветной гарусной шерсти, бисером, стеклярусом, серебряной или золотой нитью.
В высших сословиях пояса имели большую материальную ценность по своему материалу и отделке. В духовной грамоте Дмитрия Донского имеется перечень разных поясов, передаваемых им своим сыновьям. При этом сообщались особенности поясов: например, 'с калитой', т. е. с кошельком.
В духовной грамоте Дмитрия Донского упоминаются имена мастеров, изготовлявших княжеские пояса.
Производство поясов на Руси исследователи прослеживают с XIII века. Помимо поясов местного производства, бытовали привозные восточные (иранские, персидские) пояса-кушаки. Кушаки и местного изготовления, и привозные были шелковые, дорогие. В 16-17 вв. такими кушаками опоясывалась верхняя княжеская одежда. В 18 в. в связи с изменением моды в одежде высших сословий шелковые кушаки бытовали исключительно среди купечества и зажиточного крестьянства. Московская мануфактура, учитывая изменение спроса, стала выпускать кушаки, рассчитанные на относительно широкого потребителя, - более дешевые.
Пояса на Руси изготовлялись из самых разных материалов. Правящее сословие могло иметь кованные из благородного металла пояса - золотые и серебряные, с дорогими каменьями; кожаные, со всякими украшениями пластинами, наподобие скифских, и тканые шелковые кушаки с золотой и серебряной нитью. Такие пояса и кушаки не характерны для бытования в народной сфере.
Материал и внешний вид пояса зависели от его назначения, от сословного и имущественного положения владельца. В народе были распространены пояса из льняной и шерстяной пряжей - вязаные, тканые, плетеные, реже - шелковые тканые, плетеные фабричного изготовления.
В каждом крестьянском хозяйстве изготовляли пояса женские и мужские для повседневного употребления и праздничные.
Со временем расширяется сфера употребления пояса в обрядовой сфере и на каком-то этапе происходит соприкосновение пояса и полотенца как магических объектов, как оберегов. В Смоленской губернии бытовало поверье, что овцы будут дружно возвращаться с пастбища домой, если
при первом выгоне их после зимы на пороге овчарни расстелить пояс и полотенце, по которым они пройдут на пастбище. В русских селах Сумкой области, когда молодых клали на постель в первую брачную ночь, дружка связывал им ноги поясом - 'чтобы дружно жили', а в русских селах Харьковской области - полотенцем.
После проведения обряда крещения мать новорожденного в знак благовидности одаривала кума и куму - каждому давали по пирогу, завернутому в полотенце и перевязанному шерстяным поясом. В некоторых приграничных с Белоруссией русских селениях во время венчания под ноги молодым клали пояс и полотенце. И у других народов пояс усматривались как равнозначные обереги и талисманы.
Пояс в русском костюме
Неотъемлемым элементом русского костюма всегда был пояс. Пояс бытует с очень отдаленных времен, о чем свидетельствуют письменные и археологические источники.
На Руси недопустимо было появиться на людях без пояса. Это считалось греховным, как и ходить без креста. Неслучайно «распоясаться» - значит, вести себя неприлично. Подпоясывали рубахи, сарафан, верхнюю одежду. Богатые люди носили кожаные пояса с металлическими бляшками, или пояса из дорогих тканей. Кожаные пояса носили только мужчины. Они подпоясывали ими рубаху или верхнюю одежду. Крестьяне носили более простые пояса. Они плели, ткали или вязали их из шерстяных, льняных, конопляных нитей и даже из лыка. Широкие пояса - кушаки изготавливались на кроснах или при помощи бердечка, ими обычно подпоясывали верхнюю одежду. Выкладные пояса со сложными узорами плели на дощечках. Узкие пояса (1-3см) - тельники делали вручную. Эти пояса носили прямо на теле, они не имеют никакого практического значения. Женские пояса, которые обычно длиннее мужских (до 5м)), нередко обертывали несколько раз вокруг фигуры. К поясу крепились предметы обихода. В свое время пояс служил для ношения оружия и орудий труда. Позже на мужском поясе закреплялся мешочек для денег, а девушки крепили гребень или  карман для подарков, который изготавливали из ткани и вышивали. В южновеликорусском поневном комплексе известны поясные подвески как украшения. Это махры, подмахорники, назадни. Они были парные или одиночные. Их изготавливали из ткани и лент и украшали вышивкой, блестками, иногда пуговицами. Носили у пояса сзади или по бокам.
     Нельзя, однако, относиться к поясу только как к элементу традиционного костюма. Он является не просто деталью одежды, а отражением миропонимания наших предков. Пояс - важный  магический объект и используется как оберег во многих культурах. В первую очередь это связано с его формой. Пояс охватывает тело человека, образуя замкнутый круг. Считалось, что в замкнутом круге человек недосягаем злым духам. Это объясняется тем, что человек делил все пространство на враждебное и благоприятное. Поэтому пояс - один из главных оберегов от нечисти. Обитателей потустороннего мира, принимающих человеческие черты (русалок, лихорадок и др.) выдает отсутствие пояса. Отрицательные герои многих сказок, которые имеют контакт с нечистой силой, тоже появляются без него. Пояс является обязательным атрибутом перехода. Стоит развязать пояс, и человек приобщается к силам природы, полным опасности и тайн. Роженица в родильных ритуалах распоясывалась, распускала волосы, снимала кольцо. Она размыкала себя для контакта с потусторонним миром. В ритуалах добывания цвета папоротника в купальскую ночь, во время исполнения обрядов против эпидемии и падежа скота, при поиске клада и некоторых гаданиях пояс снимали вместе с крестом. Следовательно, пояс является элементом принадлежности к миру людей. Не случайно в прошлом пояс носили с рождения до смерти. Нательный поясок надевали младенцу сразу после рождения, а позже - при крещении вместе с крестиком. Но если ребенок слаб и может умереть до крещения, то необходимо было дать ему имя и опоясать, так как человек не может уйти в мир иной, не пожив среди людей. Пояс один из главных предметов, символизирующих факт вхождения ребенка в социум.         
   Свадебный обряд тоже является обрядом перехода. Жених с невестой становятся молодоженами и получают новый социальный статус. Поэтому здесь пояс тоже играет важную роль. Сваты, приходя в дом невесты, раскладывали кругом на полу пояс, и если невеста впрыгивала в него, то это означало ее согласие на свадьбу. Если невеста дарила жениху пояс, то уже не могла ему отказать. Пояс клали на подножное полотенце в церкви, им обвязывали приданое невесты и рюмку жениха. Иногда  ноги молодых в первую брачную ночь тоже связывали поясом, чтобы жили в мире и согласии. Пояс как бы ограждал молодых от бед и привязывал их друг к другу. Одаривая поясами родственников мужа, молодая показывала свою принадлежность к их семье. Она бросала пояс на печь, входя в дом мужа.
  Пояс определяет границу между своим и чужим. Глава семьи проходил в новый дом первым, а затем втягивал за пояс всех остальных. Считалось, что при помощи пояса можно "привязать" и скотину ко двору. Новокупленную скотину проводят через опояску, постланную у ворот, приговаривая: "Забывай старого хозяина, привыкай к новому". При первом выгоне скота тоже расстилали в воротах пояс. Пояс привязывали к рогам коровы или клали пастухам в сумку.
   Провожая человека в "последний путь", тоже не обходились без пояса. Он был элементом смертной одежды. Его надевали на покойного, завязывая на один узел, или вообще не завязывая, в особенности, если муж или жена покойного надеялись повторно вступить в брак. В некоторых местах пояс покойного оставляли как оберег или отдавали нищим. Когда гроб выносили со двора, ворота завязывали поясом, чтобы оградить дом от повторных смертей. Лошадь, везущую гроб на кладбище, вели не за поводья, а за пояс. С него начиналась жизнь, им и заканчивалась.
    Считалось, что пояс имеет прямую связь с пупом - центром тела, где была сосредоточена вся жизненная сила, данная извне. Пояс удерживал эту жизненную силу внутри человека. Он наделяется лечебными и оплодотворяющими свойствами. При лихорадке больному следовало пойти в лес, найти осину, поклониться ей и сказать: "Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне леготу" и перевязать ее своим поясом. Бездетные женщины носят при себе кусок пояса священника, опоясываются травами на Юрьев день.  Пояс увеличивал и физическую силу мужчин. Отсюда следует, что пояс тесно связан с темой плодородия, о чем свидетельствует и орнамент, украшающий пояс. На поясах  можно встретить различные  виды ромбов, означающих женское плодородие и плодородие земли, свастик и других солярных и обережных знаков. Вообще, пояса украшались очень сложными узорами с определенным смысловым значением. Существовал обычай чтения узоров, где знающая пожилая женщина объясняла молодым девушкам значение этих узоров. Сейчас этот обычай почти забыт, и о символике орнамента поясов можно только догадываться. Это было особое ткаческое письмо, отдельные знаки которого при наложении на орган человека могли полностью его оздоровить и восстановить. Орнамент, как и пояс, забывается и - превращается просто в украшение.
Ткачество поясов
На Русском Севере широко были развиты все виды народного текстиля, но ткачество поясов занимало особое место. Северная традиция - наиболее древняя традиция, которая наименее была подвержена внешним влияниям. Северная патриархальная семья сохранила в себе модель мировоззрения предыдущих поколений.
До середины XIX в. ткачество поясов не носило товарного характера. Чаще всего пояса изготавливались для пользования семьи или на заказ соседям, односельчанам.
Раньше пояса в одинаковой степени носили как женщины, так и мужчины. Пояс был обязательной деталью одежды. Уместно привести этнографические материалы начала XX в.: "Редко можно встретить среди крестьян..., чтобы кто-нибудь ходил без пояса". "Без пояса ходить грех", - говорил народ. Пояс являлся священным предметом, так как давался каждому при крещении. Недаром говорили: "Подпоясанного человека бес боится".
Обычный пояс отличался от праздничного меньшей длиной, скромной отделкой, отсутствием кистей. Пояс выступал в роли оберега. Это подтверждается тем, что он повязывался на самой уязвимой части тела- животе (живот - жизнь). В некоторых местностях его так и называли "подживотником". Отношение к этому предмету одежды было особое. Выражение "распоясаться" ведет свое происхождение из глубины веков. Уважающий себя человек не мог позволить себе ходить без пояса даже в избе, сесть за стол, не говоря о том, чтобы молиться. Женщины не снимали его даже на ночь. Он сопровождал человека от рождения до смерти.
Во всем комплексе костюма северной женщины пояс играл важную роль. На Севере девушки часто использовали пояс для гаданий. Когда загадывали жениха, то клали под подушку новый шерстяной пояс (шерсть - символ богатства) со словами: "Пояс, пояс, покажи суженого поезд". Во время девичника девушка дарила жениху пояс, что охраняло его от злых наговоров. В родильном ритуале, чтобы облегчить роды, роженица распоясывалась. Поясом перепоясывали ребенка во время крещения, это был широкий пояс "свивальник". Деревенские ребята часто бегали в одних рубахах, но непременно в поясе. Поясами обменивались при братании. В погребальном ритуале пояс обеспечивал связь между миром живых и миром мертвых. Лошадь из уважения к покойнику до кладбища вели не за поводья, а за привязанный пояс, на поясе опускали в могилу.
Пояса умели ткать все женщины. Учить ткать пояса начинали с детства, а к замужеству в приданом у девушки могло насчитываться до десятка поясов, подобранных по рисунку и цвету к определенному костюму. В умении освоить технику и сложность узора, в творческом подходе к воспроизведению орнамента и колорита ценилось мастерство ткачихи. Девочки при этом проходили школу арифметики (счет) и геометрии (симметрия), а в именных поясах и грамоту. Качество изготовления поясов должно было быть безукоризненным. Ошибки "погибелки" не допускались. Здесь требовалась особая внимательность и острота зрения, терпение и трепетное отношение к любимому делу.
Прясть нить также должна была уметь каждая женщина, Прядение нити имело символическое значение - синоним жизни, судьбы, времени. Женщина-пряха выполняла функцию продолжа-тельницы рода. Льняной нити приписывались очистительные силы, защищающие от сил зла. Веретено так же играло важную роль в модели мира- это ось мироздания, символ движения.
На Севере изготовлению поясов придавали большое значение. Наверное, отсюда такое разнообразие техник изготовления поясов: "На игле", "на вилке", "на бердышке", "на кружках", "на чурочке", а также вязанные крючком, тканные на ткацком станке и выполненные по узелковому принципу.
Пояса на Русском Севере выполнялись, в основном, из красных шерстяных ниток по отбеленному льну или хлопчатобумажной нитке. Благородное сочетание красного цвета и белого характерно для северного ткачества. Несмотря на ограниченность возможностей, мастерица достигала большого разнообразия в декорировании поясов. Иногда мастерица вводила в основу несколько нитей другого цвета, в основном, это 2-3 крайние нити и несколько центральных. Иногда могли заменить цвет фона.
Ткали пояса из самой лучшей домашней шерсти, а также покупной крашеной шерсти. Для тонкой пряжи выбирали мягкую, с ягнят первой стрижки - этот сорт назывался "яришной". Для средней пряжи брали шерсть зимней стрижки, более грубую и жесткую - "зимнину". Для толстой пряжи, на дешевые кушаки использовалась шерсть с остатков овчины при дублении - "кислая".
Первоначально применяли растительные красители, позволявшие достигать тонких и разнообразных цветовых оттенков. Надо сказать, что теплые цвета преобладали. Листья березы дают желтый цвет, зверобой - красный, рожь - зеленый, шелуха лука - коричневый, осина - синий, черника - лиловый. В конце XIX в. в моду входят анилиновые красители, по-своему обогатившие цветовую палитру шерсти ("жици").
С развитием промышленности ткачество поясов приобретает товарный характер, и при изготовлении поясов стали использовать покупную шерсть (гарус).
Кисти на поясах делали пышные, разноцветные, иногда в несколько ярусов, которые порой заканчивались затейливыми переплетениями разноцветных ниток (розетками) с шариками и помпончиками. Широкие мужские кушаки и некоторые узкие пояски обычно не имели кистей.
Все это исключительно красочное богатство, бесконечное множество узоров создавалось руками крестьянских женщин на протяжении многих веков, бережно передавалось из поколения в поколение и дошло до наших дней практически в неизменном виде. Сегодня обрядовая функция и магическое значение пояса утрачено, но эстетический смысл сохранил этот вид народного искусства для человека.
Клыков Сергей Степанович, Народный мастер РФ.
Из статьи:     Клыков, С. С. Пояс как элемент комплекса женского костюма / С. С. Клыков // Народный костюм и обрядность на Русском Севере : материалы VIII Каргопольской научной конференции / науч. ред. Н. И. Решетников; сост. И. В. Онучина. - Каргополь, 2004.- С. 242-249.
Категория: Новости | Просмотров: 3956 | Добавил: aquitthe | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz