П.Г. Аграфонов Нумизматический материал представляет собой одну из важнейших категорий источников по культу Геракла в Херсонесе. Так, монеты характеризуют политический, религиозно-идеологический, художественный аспекты истории Херсонесского государства. Кроме того, монеты являются, при отсутствии прямых письменных данных, наиболее надежным свидетельством официального характера религиозных культов. Это позволяет на основании хронологии монетных выпусков с изображением Геракла и его атрибутов проследить эволюцию культа героя как общегосударственного. Все исследователи монетного дела Херсонеса согласны, что с самого начала собственной чеканки символы Геракла присутствуют на херсонесских монетах. Но в вопросе о датировке этих монет имеется существенная разница во мнениях. Недавно С. А. Коваленко была иссследована редкая херсонесская монета с изображением головы Девы и рыбы на аверсе и палицей на оборотной стороне. По мнению автора публикации архаичный характер изображения головы Девы позволяет отнести этот выпуск к самому началу IV в. до н. э. и считать его наиболее ранним в истории Херсонеса. (Коваленко С. А., 1999, с. 112). Ко второму выпуску херсонесских монет относятся серебряные и медные монеты на реверсе которых имелось изображение палицы и рыбы (на аверсе - голова Девы в кекрифале влево). А. Н. Зограф датировал ее 390 - 370 гг. до н. э., так как более поздняя серия с фасовым изображением головы Девы на аверсе и быка на палице и рыбы на реверсе на основании близости с монетами фессалийского города Лариссы датируется им 370 гг. до н. э. (Зограф А. Н., 1951, ñ. 146). С. А. Коваленко относит выпуск этих монет к периоду 380-375 гг. до н. э., основываясь на архаичности изображения Девы, а также на сходстве ее прически с прической нимфы на нимфейских монетах, датируемых концом V в. до н. э. С другой стороны, уточнены датировки ларисских серий - теперь они датируются первой четвертью IV в. до н. э. (Коваленко С. А., 1999, с. 109). Начиная с двух описанных выше выпусков, изображение палицы Геракла до конца IV в. до н. э. стало постоянным для монет Херсонеса. Так, палица присутствует на пяти выпусках мелкой медной монеты различных номиналов, первый из них на аверсе имеет изображение букрания, а на реверсе - изображение палицы и рыбы. С.А. Коваленко датирует этот выпуск 80-ми годами IV в. до н.э., основываясь на близких аналогиях этому типу среди феодосийских монет этого времени. (Коваленко С. А., 1999, с. 121). На аверсе следующего выпуска изображен кратер, на обороте - палица в венке. На аверсе третьего - дельфин, а на обороте палица. Монеты еще двух выпусков имеют на лицевой стороне изображение головы Девы, а на оборотной палицу в венке и палицу с рыбой. В. А. Анохин и Е. Я. Туровский датируют все выпуски второй четвертью IV в. до н. э. (Анохин В. А., 1977, с. 21; Туровский Е. Я., 1997, с.13). С.А. Коваленко считает монеты, на которых присутствует изображение венка, разными номиналами одного выпуска. Старшему номиналу принадлежат монеты типа “голова Девы в венке - палица в венке”, среднему монеты “кратер - палица в венке”. Появление такого рода изображений он связывает со значительной военной победой Херсонеса (Коваленко С. А., 1999, с. 126). Новый выпуск монет с символами Геракла на реверсе и с изображением головы Девы на лицевой стороне происходит около 70 -60-х гг. IV в. до н. э. (Зограф А. Н., 1951, с. 148; Анохин В. А., 1977, с. 21; Туровский Е. Я., 1997, с. 17). Основания для датировки дает сравнение характера изображений на херсонесских и гераклейских фасовых сериях с изображениями на киликийских статерах Фарнабаза (около 386-383 гг. до н. э.). В этот период были отчеканены монеты трех номиналов. Старший и младший номиналы имели на реверсе изображение бодающегося быка на палице, под которой изображена рыба. Монеты среднего номинала имели на реверсе протому быка над луком, изображенным тетивой вверх. Принадлежность этих монет одному выпуску позволяет предположить, что изображение лука тоже связано с поклонением Гераклу (Аграфонов, 1998, с.188-189). К 60-м годам IV в. до н. э., следует отнести выпуск медных дихалков с изображением на аверсе Девы со стрелой в руках, сидящей на циппе. На реверсе этих монет изображен бодающийся бык над палицей. В. А. Анохин датирует этот выпуск 380 -370 гг. до н. э. считая этот тип монет принадлежавшим к “древнейшим образцам херсонесской чеканки” (Анохин В. А., 1977, с. 18, 20). С. А. Коваленко относит этот выпуск к 60-м гг. IV в. до н. э. Его мотивация заключается в том, что изображение быка заметно отличается от приводимых В. А. Анохиным ранних гераклейских аналогий, в то время как характер аверса этих монет находит очень точное подобие в серебряных статерах сатрапа Датама, выпущенных около 368-365 гг. до н.э. (Коваленко С. А., 1999, с. 128). Далее палица появляется на реверсе медных монет под изображением львиного скальпа. На аверсе монет этого выпуска изображена голова Девы в кекрифале. В. А. Анохин приводит обстоятельное обоснование своей датировки - 364 - 350 гг. до н. э. Среди его доводов - тип прически Девы на этих монетах, характерный для IV в. до н. э. С другой стороны - и этот факт В. А. Анохин считает важнейшим аргументом в пользу своей датировки - на монетах отсутствуют имена магистратов, тогда как в III в. до н. э. все без исключения медные монеты крупных номиналов имеют такие имена. Следовательно, выпуск херсонесских монет со львом и палицей относится еще к IV в. до н. э. Приблизительно сходную датировку - около 60-х гг. до н. э. - предлагает и Е. Я. Туровский. По его мнению, “эти редкие монеты..., вероятно, были выведены из обращения уже в начале второй половины IV в. до н. э. (Туровский Е. Я., 1997, с. 13-14). В середине IV века осуществлен еше один выпуск серебра с головой Девы на аверсе и бодающимся быком над палицей на реверсе. В. А. Анохин датирует его 50-ми годами до н. э. на основании аналогий с гераклейскими монетами Сатира (Анохин В. А., 1977, с. 22). Такая хронологическая привязка представляется достаточно обоснованной. Изображение бодающегося быка над палицей на реверсе появляется также на медных монетах с изображением на аверсе Девы, поражающей лань. А. Н. Зограф датирует их первой половиной III в. до н. э., на основании аналогии с изображением Девы на серебряных тетрадрахмах III в. до н. э. Особенно характерен, по его мнению, для этого времени тип прически Девы - гладкие волосы с пучком на затылке, в отличие от более сложных причесок IV в. до н. э. Изображение быка, как считает А. Н. Зограф, тоже находит близкие аналогии на других монетах этого времени (Зограф А. Н., 1951, с. 149). В. Ф. Столба же полагает, что этот выпуск был осуществлен в самом конце IV в. до н. э. (Столба В. Ф., 1989, с. 63, 67). Последний монетный тип “Дева - бык” представлен серебряными тетрадрахмами. На лицевой стороне этих монет помещено изображение головы Девы вправо, позади которой размещены лук и колчан, на оборотной - бодающий бык влево, вверху палица. Е. Я. Туровский датирует описанные выше монеты рубежом IV - III вв. до н. э., мотивируя это следующим образом. В это время в монетном деле Херсонеса происходили существенные перемены - полис прекратил выпуск медной монеты, потребность в которой была полностью удовлетворена. Монетный двор полиса переходит к чеканке исключительно полновесного серебра двух серий, битых в различных весовых системах. Первым выпуском одной из этих серий и были описанные тетрадрахмы (Туровский Е. Я., 1997, с. 19). Начиная со следующего выпуска атрибуты Геракла на херсонесских монетах сменяет изображение головы героя. При этом голова Геракла помещается всегда на лицевой стороне, а изображение Девы переходит на оборотную. К сожалению, монеты первых выпусков с головой Геракла представлены только единичными экземплярами, что очень затрудняет их датировку. Первой серией херсонесского серебра с головой Геракла на аверсе стали монеты с изображением на обороте Девы, поражающей лань. В. Ф. Столба полагает, что стилистические особенности и качество исполнения штемпеля говорят, скорее всего, о первой трети III в. до н. э. (Столба В. Ф., 1989, с. 67). Следующий выпуск серебра с головой Геракла над палицей имеет на реверсе изображение Девы, сидящей на троне. В. Ф. Столба датирует его первой третью III в. до н. э. (Столба В. Ф., 1989, с. 67). Видимо, этот выпуск крупного серебра был осуществлен одним из последних накануне денежного кризиса в Херсонесе во второй трети III в. до н. э. Несколько более поздним выпуском серебра В. А. Анохин считает гемидрахмы с головой Геракла на аверсе и быком на обороте. Его датировка - 220-210 гг. до н. э. (Анохин В. А., 1977, с. 27-28). Начиная со следующего типа, символы Геракла уже присутствуют только на медных монетах. На аверсе этих монет помещается голова Геракла вправо, на реверсе - бодающийся бык. В. Ф. Столба стилистически и сюжетно связывает эту серию с описанными выше серебряными гемидрахмами, но отмечает, что иной набор магистратских имен говорит о чуть более поздней дате медных монет и предполагает датировку : вторая четверть - середина III в. до н. э. (Столба В. Ф., 1989, с. 68-69). Следующий выпуск меди фиксирует изменение типа аверса - голову Геракла в львином скальпе сменяет мужская голова в повязке, а на обороте вместо бодающегося быка появляется изображение палицы. В. А. Анохин считает, что медные монеты с мужской головой в повязке на аверсе и палицей влево на обороте представляют собой младший номинал медной серии с головой Геракла и быком. Он уверенно определяет голову в повязке как голову Геракла и датирует эту серию меди также, как старший номинал (с быком на реверсе), самым концом III в. до н. э. - 210-200 гг. до н. э. (Анохин В. А., 1977, с. 29). Изображение головы в повязке, по мнению В. Ф. Столбы, делает ее атрибуцию небесспорной. В. Ф. Столба принимает атрибуцию В. А. Анохина как предположительную, но относит эмиссию этой серии к более раннему времени, второй четверти - середине III в. до н. э. ( Столба В. Ф., 1989, с. 68-69). Затем изображение Геракла вновь помещается на серебряных монетах. Тип Геракла меняется - вместо бородатой мужской головы на аверсе теперь изображается голова молодого безбородого Геракла в повязке. На обратной стороне монет - палица влево. А. Н. Зограф, относя чекан этих монет ко времени большой эмиссии серебра периода Диофантовых войн, указывает точную датировку - 110-108 гг. до н. э. (Зограф А. Н., 1951, с. 151). В. А. Анохин относит этот эмиссию ко второму десятилетию II в. до н. э. К моменту этого выпуска Херсонес постепенно выходит из экономического и денежного кризиса и в период походов Диофанта предпринимает “выпуск серебряных монет в таком объеме, какого город не знал за всю историю своего существования”(Анохин В. А., 1 977, с. 33). Вопрос о датировке херсонесских монет с головой Геракла на лицевой стороне и носом корабля на реверсе является спорным. Такие монеты известны в единичных экземплярах, сохранность которых к тому же оставляет желать много лучшего. Монетный тип существует в двух вариантах, первый - голова Геракла вправо на лицевой стороне и нос корабля с палицей под ним на оборотной, второй - голова Геракла в львиной шкуре над палицей на лицевой стороне и нос корабля влево на оборотной. В. Ф. Столба объединяет эти выпуски и датирует их последней четвертью II в. до н. э. (Столба В. Ф., 1989, с. 68-69). Монеты типа “голова Геракла - нос корабля” были последними в херсонесской чеканке, на которых имеются символы этого греческого героя. С началом периода боспорского влияния (около 110 г. до н.э.) изображение Геракла исчезает с монет Херсонеса, заменяясь изображениями Девы, Херсонас или иных божеств. Монеты с изображением Геракла и его атрибутов известны также в Керкинитиде. Она была тесно связана с Херсонесом, но сохраняла в период середины - второй половины IV в. до н. э. определенную независимость, проявившуюся, в частности, в чеканке собственной монеты. К этому же времени относятся, по мнению А. Н. Зографа, и интересующие нас монеты. Датировать их можно, с его точки зрения, сравнивая с херсонесскими монетами, с которыми монеты Керкинитиды имеют “много черт сходства и в стиле и в фактуре”, хотя и различаются по приемам чеканки (Зограф А. Н., 1951, с. 160). Тем же периодом - серединой IV в. до н. э. - датируют эти выпуски и другие исследователи (Кутайсов В. А., 1992, с.157). Уже медные монеты самого раннего выпуска в Керкинитиде имеют на реверсе изображение палицы Геракла. Над ней изображен лев, терзающий быка, а на аверсе - крылатая Ника. Тип реверса на этих монетах имеет отчетливые аналогии в монетном деле Херсонеса, хотя сюжетные совпадения не являются дословными и различаются в трактовке деталей (Кутайсов В. А., 1992, с.148). Позже, на аверсе монет медной серии второй половины IV в. до н. э. в Керкинитиде появляется голова Геракла в львиной шкуре (на реверсе изображение орла на молнии). По мнению отдельных исследователей (Анохин В.А., 1989, с. 5-9; Stolba W., 1996, s.229 ) эти монеты представляли собой младший номинал, старшим к которому были монеты с изображением на аверсе головы богини Тюхе, а на обороте всадника. Изображение безбородого Геракла на лицевой стороне монет Керкинитиды полностью копирует тип аверса серебряных монет гераклейской серии Сатира (352 - 345 гг. до н. э.). Реверс этих монет имеет изображение, очень близко напоминающее обратную сторону монет Абидоса 411 -387 гг. до н. э. (Кутайсов В. А., 1992, с. 152). Это дает нам дополнительные данные в пользу указанной датировки. Выпуск монет этих двух видов, как и вообще самостоятельный чекан в Керкинитиде продолжался недолго. К началу III в. до н. э. Керкинитида теряет независимость, входит в состав Херсонесского государства и утрачивает право чеканить свою монету. Подводя итоги, необходимо прежде всего отметить то важнейшее обстоятельство, что появление символов Геракла на херсонесских монетах совпадает с началом здесь самостоятельной чеканки (70-80-е гг. IV в. до н. э.). Палица присутствует на реверсах монет уже самого первого выпуска - серии полновесного серебра (тетроболах, диоболах и гемиоболах). Далее изображения символов Геракла чеканились как на серебряных монетах, так и на медных различных номиналов. На протяжении чуть более четверти века осуществляется одиннадцать выпусков монет, на реверсах которых постоянно присутствует изображение палицы. Это служит достаточно надежным доказательством, что культ Геракла в Херсонесе обладает уже в это время государственным статусом, хотя нельзя отрицать и вероятность формального копирования сюжетов и иконографии с монет Гераклеи. Указанный период (вторая четверть - середина IV в. до н. э.) можно, вероятно, считать временем наибольшего распространения монет такого типа . Об этом говорит как высокая концентрация выпусков на протяжении небольшого отрезка времени, так и сочетание палицы Геракла с самыми различными сюжетами и символами - дельфином, кратером, венком, рыбой. Лицевую же сторону этих монет занимает изображение Девы в различных вариантах. Затем, судя по имеющемуся материалу, последовал небольшой - около четверти века - перерыв, после чего на протяжении почти целого столетия (последняя четверть IV в. до н. э. - середина III в. до н. э.) серии монет с символами Геракла, медные или серебряные, выпускаются достаточно регулярно. Это уже монеты с изображением головы Геракла, которое сразу же размещается на аверсе, что тоже говорит о еще большем укреплении значения культа во второй половине IV в. до н. э. Немаловажно, что в это время изображение головы Геракла помещается на монетах крупных номиналов, что также служит косвенным доказательством значительности роли, которую играет культ Геракла. Медные и серебряные серии на протяжении указаннного периода чередуются, а тип изображения героя изменяется немного и сохраняет ведущее место на лицевой стороне монеты. Последний монетный выпуск с головой Геракла осуществляется в середине III в. до н. э., после чего наступает продолжительная пауза. Хронологически начало перерыва приблизительно совпадает с началом длительного периода экономических потрясений в истории Херсонеса и, в частности, денежного кризиса. Монеты с изображением Геракла или его атрибутов отсутствуют в репертуаре новых монетных типов Херсонеса почти 150 лет. В последней четверти II в. до н. э. наступает краткосрочный период возвращения в чеканку монет с головой Геракла на аверсе. Известны три выпуска таких монет, объединенных также общностью реверса. В обоих случаях на реверсе присутствует необычное изображение - нос корабля. В. Ф. Столба связывает этот сюжет с вероятно имевшей место в это время крупной морской победой Херсонеса (Столба В. Ф.. 1989, с. 69). Вероятна связь этого выпуска с походом Диофанта и попыткой вновь утвердить власть Херсонеса над Северо-Западным Крымом. Более поздние монеты с изображением Геракла или его атрибутов не известны. Видимо, после краткого всплеска в последней четверти II в. до н. э. этот монетный тип исчезает окончательно, что позволяет с достаточной степенью уверенности говорить о том, что к этому времени культ Геракла в Херсонесе прекращает свое существование в качестве государственного. Прототипом для иконографии части херсонесских монет являются монеты Гераклеи. Связь между ними была убедительно доказана еще А. Н. Зографом (Зограф А. Н., 1951, ñ. 147) . Так, изображения бодающего быка на монетах Херсонеса имеют явные аналогии среди гераклейских монет (Сапрыкин С. Ю., 1986, с. 42, рис.3, 1-3 ). Изображение головы молодого безбородого Геракла в львином скальпе влево на херсонесских монетах тоже находит прямые аналогии среди монет Гераклеи (Сапрыкин С. Ю., 1986, с. 42, рис. 3, 8,15 ). Тем не менее сходство херсонесских и гераклейских монет с изображением молодого Геракла, видимо, не свидетельствует о заимствовании. Скорее в данном случае имеет место копирование чрезвычайно популярного типа головы Геракла, получившего широкое распространение благодаря серебряным монетам Александра Македонского с таким изображением. В частности, можно отметить явственное сходство головы Геракла в скальпе на херсонесских монетах с ее изображением на монетах Аминты III (LIMC, 136), Филиппа II (LIMC, 138), Эрифр (LIMC, 143), Каллатиса (LIMC, 148), Кассандра (LIMC, 149). Это утверждение справедливо и в отношении монет Керкинитиды, имеющих на лицевой стороне голову Геракла в львиной шкуре. Впервые изображение самого героя появляется на серебряных монетах рубежа IV - III вв. до н. э., и на протяжении всего времени чеканки монет с таким сюжетом тип лица Геракла остается постоянным. Практически на всех, за небольшим исключением, выпусках херсонесских монет с изображением головы Геракла он представлен молодым безбородым юношей. Голова, прикрытая львиным скальпом или повязкой, показана в профиль вправо или влево. Иногда под головой помещено изображение палицы. Изображения Геракла на монетах Гераклеи и Херсонеса различаются в деталях, хотя основные характеристики иконографического типа, заданного гераклейским образцом, сохраняются. Таким образом, на протяжении всего периода чеканки монет с изображением головы Геракла иконография его образа практически не меняется. Сохраняется и унаследованное с гераклейских монет высокое качество исполнения. Палица Геракла впервые появляется на херсонесских монетах в серебряной серии, но серебро тут же сменяется медью. Выпущено несколько медных серий подряд, после чего медь и серебро чередуются вплоть до появления на аверсах головы Геракла. Пять серий монет с головой Геракла на аверсе чеканятся в серебре, а затем все остальные выпуски с таким же изображением на лицевой стороне монеты осуществляются уже в меди. За одним исключением - монеты типа “голова Геракла - палица” выпущены в серебре. Это был выпуск конца II в. до н. э., параллельно с ним происходили два выпуска меди. Этими тремя сериями и завершилась история чеканки херсонесских монет с изображением Геракла и его атрибутов. Отчетливых закономерностей в выборе металла для чеканки, таким образом, не прослеживается. Серебро и медь чередуются в зависимости, видимо, от состояния экономики Херсонеса. Так, прекращение выпуска серебряных монет с Гераклом во второй половине III в. до н. э. связано с началом денежного кризиса, который длился с 60-х гг. III в. до н. э. до начала II в. до н. э. Обращает на себя внимание устойчивое сочетание на херсонесских монетах символов Геракла с изображениями Девы. Кроме Девы изображение Геракла или его атрибутов на монетах сочетается только с изображением Ники, а также с символом Аполлона Дельфиния - дельфином. Вначале Дева присутствует на аверсе, а палица Геракла - на оборотной стороне. Затем, когда на монетах появляется изображение головы Геракла, она сразу же помещается на лицевой стороне, а изображение Девы переносится на реверс. Видимо, сочетание образов Геракла и Девы на монетах Херсонеса в течение долгого времени нельзя считать случайным. Такие монетные типы были достаточно устойчивыми, чтобы можно было говорить и о степени развития обоих культов, и об их особом значении в политической и культурной жизни Херсонеса. Такая сменяемость типа аверса дала В. А. Анохину основания для предположений о том, что чередование Девы и Геракла на лицевой стороне херсонесских монет связано с эпизодами внутриполитической ситуации (борьбы между аристократией и демократией) (Анохин В. А., 1977, с. 51). Против этого тезиса выступил В. Ф. Столба, который связал появление Геракла на монетах Херсонеса как защитника, спасителя с моментами внешнеполитической опасности (Столба В. Ф., 1989, с. 62). Е. Я. Туровский присоединился к высказанной много ранее точке зрения А. Л. Бертье-Делагарда, который считал, что чередование изображений Геракла и Девы на аверсах херсонесских монет обусловлено принадлежностью серии к той или иной весовой системе. Монеты “группы Девы” чеканились по родосской системе, а монеты “группы Геракла” по системе, принятой в Гераклее Понтийской (Бертье-Делагард А. Л., 1906, с. 247-248; Туровский Е. Я., 1997, с. 19). Логичным представляется появление изображений Геракла на монетах, чеканенных именно по гераклейской системе, поэтому мнение А. Л. Бертье-Делагарда, поддержанное Е. Я Туровским, выглядит более предпочтительным, хотя в целом вопрос остается дискуссионным. Хотя причины чередования изображений Девы и Геракла на аверсах объясняется исследователями по-разному, налицо общая закономерность - изображения Геракла и Девы встречаются на монетах Херсонеса наиболее часто. Совместные или поочередные, на лицевой стороне или на оборотной, их изображения присутствуют на монетах намного более стабильно в сравнении с изображениями других богов. Так, прослеживаются два перерыва в чеканке на монетах изображения головы Геракла и его атрибутов. Первый из них - третья четверть IV в. до н. э., второй намного дольше - с третьей четверти III в. до н. э. до конца третьей четверти II в. до н. э. В первом случае с исчезновением Геракла на монетах помещаются, помимо Девы, изображения льва, звезды, воина, грифона. Во втором случае на монетах из божеств появляются Афина, Ника, Гермес, Аполлон, Гелиос, Диоскуры (Анохин В. А., 19 7 7, с. 136-146; Туровский Е. Я., 1997, с. 55-65). Помещение этих божеств всегда оказывается более или менее спорадическим, в отличие от изображений Геракла или Девы. Устойчивость этих монетных типов может свидетельствовать о ведущем положении культов Геракла и Девы, а также об их государственном, официальном характере, из-за чего именно этим изображениям на монетах оказывалось предпочтение. Усматривать же причины их появления или исчезновения во внешнеполитических или внутриполитических реалиях следует крайне осторожно. Список литературы Аграфонов П. Г., 1998 - Аграфонов П. Г. Об одной категории ранних херсонесских монет // Тезисы докладов VI конференции молодых ученых. Ярославль, 1998, с. 187-189 Анохин В.А., 1977 - Анохин В.А. Монетное дело Херсонеса. Киев, 176 с. Бертье-Делагард А. Л., 1906 - Бертье-Делагард А. Л. Несколько новых или малоизвестных монет Херсонеса // ЗООИД, т. XXVI, c. 213-27 Зограф А.Н., 1951 - Зограф А.Н. Античные монеты М.-Л., 264 ñ. Коваленко С.А., 1999 - Коваленко С.А. О монетном деле Херсонеса Таврического в позднеклассическую эпоху // Нумизматика и эпиграфика, т. XVI, с. 107-132 Кутайсов В.А., 1992 - Кутайсов В.А. Керкинитида. Симферополь, 193 с. Русяева А.С., 1990 - Русяева А.С. Идеологические представления древних греков Нижнего Побужья // Обряды и верования древнего населения Украины. Киев, с. 48-55 Сапрыкин С.Ю., 1986 - Сапрыкин С.Ю. Гераклея Понтийская и Херсонес Таврический. М., 248 с. Столба В.Ф., 1989 - Столба В.Ф. Новое посвящение из Северо-Западного Крыма и аспекты культа Геракла в Херсонесском государстве // ВДИ, №4, с. 55-70 Туровский Е. Я., 1997 - Туровский Е. Я. Монеты независимого Хероснеса IV - II вв. до н. э. Севастополь, 69 с. LIMC, 1988 - Lexicon iconographicum mythologiae classicae, Vol. IV,1-2; Vol. V, 1-2, Zuerich und Muenchen, 1988, 966 s. Stolba W., 1996 - Stolba W. Ein Muenzfund aus Eupatoria von 1917 und der Beginn der Praegung von Kerkinitis // Hellas und der griechische Osten. Studien zur Geschichte und Numismatik der griechischen Welt. Saarbruecken, s.225-241 Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru
|